Летняя компьютерная школа 2014

21.09.2014 
Руководитель ЛКШ 2014 года 
Иванов Андрей
 
В седьмой раз прошла летняя профильная смена по информатике в детском лагере «Былина». Что же нового произошло в этой смене в этот раз.

Ну, во-первых, нас стало больше! Если вспомнить самую первую смену, то в летнюю компьютерную школу приехало всего 17 ребятишек, а теперь 75. И это не предел, так как перед сменой поступило более 90 электронных заявок, но лагерь смог принять не всех и в смене смогли принять участие только те, кто раньше всех подал заявление. 

Во-вторых, у нас «молодеет» состав участников смены (ребята от второго до четвертого класса)! Что это значит? А это значит, что родители понимают, чем раньше ребенок познакомиться с IT (умения ребенка запустить компьютерную игру не в счет), тем больше шансов появления хороших инженеров и программистов в российских компаниях. 

Для работы с «молодыми» нужны «особые инструменты» для обучения. Ну не могут малыши слушать сухую теорию. Нужно сделать уроки интересным занятием. И мы решили в этот раз провести математику с помощью настольных игр, но только тех, где требуется логика и сообразительность, умение просчитать ходы противника. Пригодилась и старая идея Довгалюк Натальи (она в этом году не принимала участие в смене, т.к. сейчас занята воспитанием дочери) – разгадывать загадки в форме «Данеток». Надо отметить, что данетки пользовались огромным успехом и вызывали большую активность на занятиях.

Если с математикой стало все понятно, то не совсем ясно как развивать «технические» и «программистские» способности ребят младшего возраста в условиях летнего лагеря? Вернемся к «старой школе». Все новое – это хорошо забытое старое. Все помнят, что в нашем детстве первые закрученные гаечки своими руками, были из детских железных конструкторов. Но время не стоит на месте и на смену таким конструкторам пришли новые, современные. Первый из них – конструктор ТИКО. Очень простой, но эффективный. Нужно применить не малые усилия и сноровку, что бы из плоских пластмассовых деталей получить трехмерные модели любых объектов, какие только в голову придут. И пришло много чего. Ребята собирали динозавров, космические корабли, различные герметические фигуры и т.д. В общем, кружок ТИКО-конструирования, организованный при поддержке Дворца детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова, а точнее его ведущего специалиста Логиновой Ирины, оказался успешным.


Но ТИКО-конструктом не обойдешься. Нужны конструкторы, где собранные модели «оживают». Поэтому мы привезли в лагерь наборы Lego WeDo, в которых имеется моторчик и возможность его подключить к компьютеру через порт USB. А дальше просто. Для этого набора есть программа (визуальная среда), где можно создать алгоритм управления моторчиком, читать данные с датчиков наклона и расстояния, включать звуковые эффекты. И все это делают малыши! Они видят, как все это работает по алгоритму и как ведет себя модель в зависимости от состояния датчиков. 

Вернемся к перечислению нового в этой смене. В-третьих, это наши чудные динозаврики Pleo, которых приобрела нам компания Астрософт! И опять повезло младшим школьникам. В комплекте с динозавриками нам досталась программа для программирования 3D-модели с последующей возможностью записать ее в динозавра и посмотреть, что же получилось. А так же нам досталась программа для компиляции кода написанного на Си. Второй вариант дает больше возможностей, но имеющаяся скудная информация по этой технологии не позволила нам до конца во всем разобраться. Поэтому в этой смене мы пока остановились на двух конкурсах с динозаврами для младших школьников: «Парк юрского периода» и «Танцы динозавров». Хочется отметить при этом неоценимую помощь Хохловской Надежды за обучение программированию динозавров меня и нашего преподавателя по робототехнике Карпову Елену. 

В-четвертых. Ряды преподавателей пополнились. Валин Глеб, Иванова Марина и Орлова Дарья - это бывшие воспитанники летней компьютерной школы, а теперь студенты, выбравшие свой путь и карьеру программиста. Приятно, что ребята с нами провели не одну смену как школьники, а теперь сами учат ребят, тому, чему научились у нас. Надеемся в следующем сезоне, ребята смогут приехать опять, но уже со знаниями полученными в вузе, что добавит «новый изюм в наш пудинг».

Ну и на последок о том, что нам не удалось сделать в полном объеме. В этой смене собралось очень много ребят с желанием заниматься программированием. Мы предложили несколько факультативов на выбор («Язык С++», «Программирование Android», «Программирование платформы Freescale» и т.д.), но не ограничили в количестве. И в результате очень сильно «перегрузили» ребят в ущерб некоторым идеям. Например, мы хотели создать команду школьников способных за смену собрать и запрограммировать мобильного робота Freescale для участия в соревнованиях «Следование по линии», но в итоге ребята смогли только научиться управлению двигателями и чтению с камеры, а отладить алгоритм так и не успели из-за нехватки времени. Спасибо нашему помощнику из Астрософт Каретину Илье, за мастер-классы по программированию FreeScale. Теперь в учебное время попробуем доделать программу и обязательно принять участие в состязаниях роботов с этой платформой. 

А еще хотелось сказать большое спасибо организатором встречи с настоящим космонавтом Андреем Борисенко. Я не смогу назвать всех кто нам помог договориться и осуществить встречу, но поверьте, ребята долго будут вспоминать веселые комментарии космонавта к ответам на вопросы брейн-ринга, посвященного космосу. Например, на вопрос «Какой сказочный персонаж летал на Луну» ребята не правильно ответили «Гулливер» и «Дядя Степа». Андрей Борисенко сказал, что «Таких не берут в космонавты из-за роста»! Кто знает, может кого-то из наших ребят возьмут!