Николай

Николай "Работая в АстроСофт, я получаю опыт работы над реальными и интересными проектами. Условия работы мне нравятся: дружелюбный коллектив, отличный офис, бонусы в виде почти бесплатного питания, 50% скидок на спортивные секции и изучение английского языка, заработная плата."


Все интервью








рекомендую

FREESCALE CUP - 2014
О возможности участвовать в подобного рода соревнованиях я узнал от Алексея Спиркова. Собственно, он и продвигал идею участия в программировании машин, собранных на базе комплекта Freescale. Алексей не только проинформировал студентов Новгородского Государственного Университета о кубке Freescale, но также собрал команду сотрудников АстроСофт Великий Новгород, которые выступали в качестве кураторов: проводили курс лекций по программированию платы, управляющей роботом-машиной. В команду вошли Илья К., Алексей С., Илья Г. и, собственно, сам Алексей Спирков.

Было организовано три команды, проходивших обучение под эгидой выше названных кураторов с октября 2013 года. Капитанами команд стали студенты, работающие в АстроСофт: Надежда Х., Алексей М. и я. В наши команды был произведен набор из студентов НовГУ, заинтересованных в программировании роботов.

Практически ни у кого из нас не было опыта в программировании микроконтроллеров и участия в подобных соревнованиях. Однако это нас не останавливало, поскольку тема сама по себе интересна и не может не привлечь внимание программиста. Особенно если присутствует такая хорошая команда поддержки, как наши кураторы, проводившие обучение и инструктировавшие нас вплоть до нового года.

Как раз к концу обучения нам пришли комплекты машинок и трасса. У нас появилась возможность опробовать полученные навыки на практике. Перед тем как программировать плату, нужно было собрать комплектующие робота воедино, что само по себе являлось крайне занимательным и нетривиальным занятием: установка сервопривода, камеры, платы; отстройка жесткости подвески, угла наклона колес и т.д. Уже на этом этапе был хорошо виден индивидуальный подход команд к задаче: Freescale позаботился о том, чтобы машину-робота можно было собрать самыми разными способами и с применением творческого подхода.

После сборки комплектов мы приступили к главному – программированию наших машинок. Это был долгий и занимательный процесс, полный проб, ошибок и исследований. Заставить модель держаться хотя бы прямой линии оказалось непростой задачей, и поначалу наши машинки вели себя на треке неуверенно и неуклюже, постоянно съезжали с трассы, врезались в стены. Не обходилось и без крупных аварий, после которых приходилось поработать отверткой и плоскогубцами.

Со временем наши модели совершенствовались, мы разрабатывали новые алгоритмы, новые подходы в их работе. Уже через месяц можно было наблюдать значительный прогресс: машинки стали заметно шустрее и умнее, обросли новыми защитными конструкциями, приобрели хитрые алгоритмы, позволяющие преодолевать более сложные конфигурации трека.

К середине февраля роботы уже показывали достойные результаты на треке. Было решено провести внутренние соревнования между тремя командами. Суть соревнования Freescale Cup заключается в том, чтобы автомобиль проехал трассу за наименьшее время без съездов с дистанции и остановился на финише. На все про все дается три попытки.

По итогам соревнований вперед вырвался автомобиль моей команды, именуемой Machine Gun. Стоит сказать, что по определенным причинам к этому времени численность моей команды стала равна единице. И мне предстояло участвовать на всероссийских соревнованиях. Поэтому я взялся за усиленную подготовку и совершенствование автомобиля.

До участия во всероссийском туре соревнований я так же побывал на выставке Embedded World 2014 в Нюрнберге, где наряду со студентами из Германии, Италии, Чехии и Франции показывал способности Freescale-машинок на треке. Там я познакомился с Флавио Стиффаном, организатором соревнований в Европе. Также мне удалось присмотреться к агрегатам потенциальных соперников и сделать определенные выводы о том, что еще необходимо реализовать, чтобы достойно выступить в конкурсе.

13 и 14 марта 2014 в Томском университете ТУСУР проходил всероссийский этап соревнований Freescale Cup. В Томск я прилетел одним самолетом с Флавио из Москвы. В первый день до самого вечере проходила тренировка. Команды опробовали трассу, настраивали свои машинки, чтобы они наилучшим образом вели себя на треке. Покрытие оригинального трека сильно отличалось от покрытия треков, главным образом самодельных, на которых команды тренировались у себя дома. Большое помещение и его приглушенная освещенность также вносили свои коррективы. Так что командам предстояла большая работа в ходе подготовки к следующему дню – дню финальных заездов.

Это соревнование показало, насколько разным может быть подход в оформлении и программировании Freescale-машины. У каждой команды были свои секреты, особенности. Моя машина, к примеру, была единственной, входившей в поворот за счет дрифта. Стоит отметить, что к тому времени мой автомобиль был одним из немногих аппаратов, не имеющих подсветки. Но зато он был снабжен хорошим алгоритмом адаптации камеры к разным условиям освещенности. Хотя это и не могло служить полноценной заменой внешней подсветке, особенно в затемненных условиях, в которых происходило соревнование. Как бы там ни было, моя машинка достойно справилась с задачей: по итогам соревнований я занял 3 место. А ТУСУР попросил у меня разрешение ссылаться на мой алгоритм автоматической подстройки времени экспозиции камеры в их работах.

Предстоял следующий этап соревнований – европейский кубок, который должен был состояться в Германии. Я с новой силой взялся за доработку автомобиля, учел предыдущие ошибки и опыт соревнований в Томске. Наконец-таки была сделана светодиодная подсветка автомобиля. Теперь он мог проходить трек даже в темноте. Оставалось только методично увеличивать скорость автомобиля за счет более хитрых алгоритмов. На высоких скоростях большую часть времени отнимает борьба с инерцией, которая препятствует нормальному входу в поворот. Решение этой сложной задачи и заняло все оставшееся время до соревнований в Германии.

Европейский кубок проходил в городе Ерланген близ Нюрнберга в университете Fraunhofer. Сюда приехали участники со всех уголков Европы. В том числе и мои новые друзья из Томска и Одессы. Суть и схема соревнований оставалась той же: день тренировок, день соревнований; масштаб – куда более поразительным. Помимо тренировок и соревнований здесь проводились презентации об инновационных технологиях, разрабатываемых данным университетом. Стоит хотя бы сказать, что именно в этом университете был разработан MP3-формат. Университет оставил неизгладимое впечатление. Он весь пропитан духом практической науки, помогающей нам во всех аспектах нашей жизни.

Уровень подготовки автомобилей участников европейского тура был очень высоким. Сразу бросался в глаза опыт многих команд, машины которых совершенствовались уже не один год. Я объективно рассудил, что мне определенно не светит ни третье, ни даже какое-нибудь пятое место, поскольку были команды на голову, а то и на все две выше по профессионализму. В ходе тренировки я выжал из своего автомобиля все, что мог выжать на конкретном покрытии трека, и добился высоких скоростных показателей. Однако бóльшие скорости – бóльшие силы инерции. С ними-то автомобиль в итоге и не справился. На финальном заезде на всех трех попытках автомобиль хотя бы раз съезжал на поворотах колесом за пределы трека, и несмотря на то, что все три раза машина проезжала трассу до конца, ни один результат не был засчитан. К слову, таких, как я, оказалась ровно половина команд. Но ничего не поделаешь, это европейский этап соревнований, что означает жесткий уровень требований и такой же жесткий отбор. Уже потом, вернувшись домой, мы посчитали, что если бы машинка не задевала колесом область вне трека на паре участков трассы, то я бы занял шестое место. Неплохо для европейского тура.

Соревнование в Ерлангене было зрелищным. Некоторые машинки справились со своей задачей просто отлично, вызвав море эмоций у всех зрителей, как присутствовавших на самом мероприятии, так и смотревших онлайн-трансляцию соревнования.



В следующем году я приму участие в соревнованиях в качестве куратора, ибо в этом году получаю диплом и по правилам чемпионата не могу участвовать в рамках университетской программы как член команды. С сентября 2014 года мы будем набирать новые составы команд, а те, кто были капитанами команд Новгорода в этом году, станут кураторами и будут проводить обучение и обмен опытом с новыми ребятами, желающими посоревноваться гонках машин-роботов и приобрести бесценный опыт в программировании микроконтроллеров, теории управления, прикладной физике и математике.

Я рад, что мне представилась возможность участвовать в кубке Freescale. Это дало мне возможность заняться тем, что мне пригодится в будущем, в самой увлекательной форме, какую только можно представить. Я получил огромный опыт и возможность воплощения своих университетских знаний на практике. Так же благодаря Freescale я приобрел новых друзей как в России, так и заграницей, и не единожды побывал в Германии. Стоило оно того? Да, безусловно.